Главная //
Памятники
Памятник на месте перезахоронения евреев
Адрес:
Могилевская область, Дрибинский район, г.п.Дрибин,еврейское кладбище
Могилевская область, Дрибинский район, г.п.Дрибин,еврейское кладбище
Описание памятника:
Обелиск зеленого цвета с надписью "Память о Вас дорогие погибшие от рук немецких фашистов 7 октября 1941 года, вечно будет жить в наших сердцах, родные и друзья".
Обелиск зеленого цвета с надписью "Память о Вас дорогие погибшие от рук немецких фашистов 7 октября 1941 года, вечно будет жить в наших сердцах, родные и друзья".
Год возведения:
1950
1950
Исторические сведения:
В местечке половина, а может быть и больше еврейских семей являлись Рабиновичами и Шифриными. Почти все состояли в родстве между собой. Дрибин был захолустным местечком, чем-то средним между деревней и маленьким городом: не совсем деревня и не совсем город. Такое название селения «местечко» – бытовало тогда в западных районах Российской империи: в Польше, Беларуси, Правобережной Украине. Здесь же проходила и «черта еврейской оседлости», за которой евреи жить не имели права. В деревнях, входивших в черту оседлости, им запрещалось жить и иметь землю. Исключение составляли кантонисты, т.е. евреи, отслужившие в царской армии 25 лет. По окончании службы им в определенных поселениях выделялся участок земли, которая переходила по наследству. Большого желания стать кантонистами среди евреев не было, это считалось как бы Божьим наказанием. Так, чтобы не попасть в кантонисты, мой дедушка женился пятнадцати лет от роду и к восемнадцати годам у него родился сын. За пределами черты оседлости могли жить евреи – купцы 1-й и 2-й гильдий, лица, окончившие ремесленные училища и представители свободных профессий: врачи, адвокаты, художники, провизоры. На государственную службу, а именно: на железную дорогу, в учреждения связи евреи не допускались. Существовала также процентная норма на право обучения их как в гимназиях, так в институтах и университетах. Дрибин расположен был в красивом месте – среди лугов и лесов на берегу Прони. Мальчишками, бегая на реку купаться, мы часто смотрели, как по реке сплавляли лес. Окруженное лесами, лугами и полями, отдаленное от железной дороги на 60 верст, наше местечко жило по своим, издавна установившимся законам. 60 процентов населения Дрибина составляли белорусы, русские и поляки, 40 процентов – евреи. Все жители относились к сословию мещан. В городке было семь училищ, Базарная площадь, церковь, пять небольших синагог. Каждая синагога вела свою летопись, в которую вносились все события из жизни местечка. Неплохая по тем временам больница, действовавшая от земской управы, была построена с помощью ее главного врача Блажевича. Он же явился инициатором образования в местечке сельскохозяйственного кредитного товарищества с пунктом очистки семян. В первые годы Советской власти Блажевич покончил жизнь самоубийством. Не смог он смотреть на то, как душится созданное им с большой любовью, а также слышать угрозы в свой адрес... Все дома в Дрибине были деревянными и строились обычно на деревянном фундаменте, крыши крылись гонтом – деревянными дощечками, с пазами, подогнанными друг к другу. Большинство домов или хат, как их называли в Беларуси, имели палисадник, в котором росли разнообразные цветы, разве только у захудалого и ленивого хозяина можно было увидеть бурьян. Возле домов пролегали тротуары: хотя и деревянные, они придавали местечку городской вид. Существовали в Дрибине две общины: русская (в нее большей частью входили белорусы) и еврейская – кагал со своим старостой. Еврейская община содержала раввина и имела своего старосту, который был вторым лицом среди евреев после раввина. Именно он приглашал резника животных (у евреев забивать животное можно было, лишь следуя строгому религиозному ритуалу), устанавливал цены на кошерное мясо, т.е. мясо скотины, зарезанной по ритуалу. В еврейских семьях в пищу шло только кошерное мясо – передняя часть туши, задняя же, а также почки, легкие и сердце не употреблялись и шли на продажу… Людьми самостоятельными считались владельцы мастерских – кожевенных, красильных, по ческе шерсти и льноволокна, а также арендаторы мельниц. К местной интеллигенции причисляли учителей, раввина, медицинских работников, чиновников волостного управления, работников канцелярии станового пристава, почты. Вся окрестная земля принадлежала помещику Епифанову. Он был хороший опытный врач и ученый. От местечка до его имения пролегала большая липовая аллея – любимое место прогулок молодежи, особенно по субботам». Вот такой казалась жизнь Дрибина современнику. В 1923 г. в Дрибине из 1510 жителей было 604 еврея. В годы Великой Отечественной войны Дрибин оккупировали немецкие захватчики. Они создали тут лагерь смерти, уничтожили 2469 граждан, в 1943 г. сожгли почти все постройки. 2 октября 1943 г. Дрибин освободили войска Западного фронта. После войны населенный пункт был отстроен, но евреев здесь уже не было.
В местечке половина, а может быть и больше еврейских семей являлись Рабиновичами и Шифриными. Почти все состояли в родстве между собой. Дрибин был захолустным местечком, чем-то средним между деревней и маленьким городом: не совсем деревня и не совсем город. Такое название селения «местечко» – бытовало тогда в западных районах Российской империи: в Польше, Беларуси, Правобережной Украине. Здесь же проходила и «черта еврейской оседлости», за которой евреи жить не имели права. В деревнях, входивших в черту оседлости, им запрещалось жить и иметь землю. Исключение составляли кантонисты, т.е. евреи, отслужившие в царской армии 25 лет. По окончании службы им в определенных поселениях выделялся участок земли, которая переходила по наследству. Большого желания стать кантонистами среди евреев не было, это считалось как бы Божьим наказанием. Так, чтобы не попасть в кантонисты, мой дедушка женился пятнадцати лет от роду и к восемнадцати годам у него родился сын. За пределами черты оседлости могли жить евреи – купцы 1-й и 2-й гильдий, лица, окончившие ремесленные училища и представители свободных профессий: врачи, адвокаты, художники, провизоры. На государственную службу, а именно: на железную дорогу, в учреждения связи евреи не допускались. Существовала также процентная норма на право обучения их как в гимназиях, так в институтах и университетах. Дрибин расположен был в красивом месте – среди лугов и лесов на берегу Прони. Мальчишками, бегая на реку купаться, мы часто смотрели, как по реке сплавляли лес. Окруженное лесами, лугами и полями, отдаленное от железной дороги на 60 верст, наше местечко жило по своим, издавна установившимся законам. 60 процентов населения Дрибина составляли белорусы, русские и поляки, 40 процентов – евреи. Все жители относились к сословию мещан. В городке было семь училищ, Базарная площадь, церковь, пять небольших синагог. Каждая синагога вела свою летопись, в которую вносились все события из жизни местечка. Неплохая по тем временам больница, действовавшая от земской управы, была построена с помощью ее главного врача Блажевича. Он же явился инициатором образования в местечке сельскохозяйственного кредитного товарищества с пунктом очистки семян. В первые годы Советской власти Блажевич покончил жизнь самоубийством. Не смог он смотреть на то, как душится созданное им с большой любовью, а также слышать угрозы в свой адрес... Все дома в Дрибине были деревянными и строились обычно на деревянном фундаменте, крыши крылись гонтом – деревянными дощечками, с пазами, подогнанными друг к другу. Большинство домов или хат, как их называли в Беларуси, имели палисадник, в котором росли разнообразные цветы, разве только у захудалого и ленивого хозяина можно было увидеть бурьян. Возле домов пролегали тротуары: хотя и деревянные, они придавали местечку городской вид. Существовали в Дрибине две общины: русская (в нее большей частью входили белорусы) и еврейская – кагал со своим старостой. Еврейская община содержала раввина и имела своего старосту, который был вторым лицом среди евреев после раввина. Именно он приглашал резника животных (у евреев забивать животное можно было, лишь следуя строгому религиозному ритуалу), устанавливал цены на кошерное мясо, т.е. мясо скотины, зарезанной по ритуалу. В еврейских семьях в пищу шло только кошерное мясо – передняя часть туши, задняя же, а также почки, легкие и сердце не употреблялись и шли на продажу… Людьми самостоятельными считались владельцы мастерских – кожевенных, красильных, по ческе шерсти и льноволокна, а также арендаторы мельниц. К местной интеллигенции причисляли учителей, раввина, медицинских работников, чиновников волостного управления, работников канцелярии станового пристава, почты. Вся окрестная земля принадлежала помещику Епифанову. Он был хороший опытный врач и ученый. От местечка до его имения пролегала большая липовая аллея – любимое место прогулок молодежи, особенно по субботам». Вот такой казалась жизнь Дрибина современнику. В 1923 г. в Дрибине из 1510 жителей было 604 еврея. В годы Великой Отечественной войны Дрибин оккупировали немецкие захватчики. Они создали тут лагерь смерти, уничтожили 2469 граждан, в 1943 г. сожгли почти все постройки. 2 октября 1943 г. Дрибин освободили войска Западного фронта. После войны населенный пункт был отстроен, но евреев здесь уже не было.
Полный адрес:
Могилевская область, Дрибинский район, г.п.Дрибин,еврейское кладбище
Могилевская область, Дрибинский район, г.п.Дрибин,еврейское кладбище
Координаты (широта):
54.1240
54.1240
Координаты (долгота):
31.0810
31.0810
Фотографии:
:
Памятник на месте перезахоронения евреев
Памятник на месте перезахоронения евреев
О проекте
Цифровая звезда – международный исторический проект, созданный для поиска памятников Великой Отечественной войны.
Данный проект направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса и уважения к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события прошлого, сохранение историко-культурного наследия Беларуси.
Контакты
Центральный комитет ОО «БРСМ»г. Минск, 220030, ул. К. Маркса, 40.
(017) 371 04 64 okrckbrsm@gmail.com