Главная //
Памятники
Братская могила узников Клецкого гетто
Адрес:
Минская область, урочище Старина возле г. Клецка
Минская область, урочище Старина возле г. Клецка
Описание памятника:
Памятник из гранита.
Памятник из гранита.
Год возведения:
1992 год
1992 год
Исторические сведения:
До начала Второй мировой войны из 9000 населения города 6000 человек были евреи. А с началом Второй мировой войны Клецке оказалось большое число беженцев - еврейские семьи беженцев из различных районов Польши, захваченных немецкими оккупантами. В Клецк немецкие войска вступили 26 июня 1941 года. С вступлением немцев в город начался террор против евреев и их мобилизация на самые тяжелые работы. Расстрелы еврейского населения начались с первых дней оккупации. 30 октября 1941 года около Покровской церкви г.Клецка было расстреляно более 4000 евреев, преимущественно женщины, дети, старики, представители интеллигенции. Остальные, около 1 500 наиболее трудоспособных человек, были заключены в гетто и использовались на самых тяжёлых работах. 22 июля 1942 года гетто было уничтожено. Почти все его узники погибли от пули или сгорели в огне. Только немногим посчастливилось спастись. Известно, что за несколько дней до ликвидации гетто было выкопана большая траншея возле леса «Старина», куда в дальнейшем фашисты свезли убитых евреев. Подробно о трагедии еврейского населения Клецка описано в статье Элимелеха Бенари, которая впервые была опубликована на иврите в журнале "Ялкут морешет" N54, Апрель 1993г. Автор статьи и переводчик Геннадий Гутцайт - уроженцы Клецка. «Люди, которые оказались запертыми в большой синагоге, не знали ничего о случившемся. Вдруг открылась дверь, и туда втолкнули Айзика Циока с женой. Выяснилось, что комендант Кох вытащил их из братской могилы. Он рассердился на то, что такого крупного специалиста (слесаря и кузнеца) хотели расстрелять. Когда они пришли в себя, то рассказали о том, что произошло с оставшимися на рынке людьми. О судьбе оставшихся в живых евреев сохранились воспоминания Алтера Мееровича. "Поздно вечером [в синагоге] появился нацистский комендант Кох и обратился к нам со словами: "Все сделано как надо!" Он показал нам план гетто и приказал занять квартиры по этому плану - 34 человека в каждом доме. Началась пора нашей жизни в гетто. В первые же дни был создан юденрат - еврейский комитет. Первым делом они занялись распределением работы. Каждый день рабочие выходили на разные предприятия. На женщин была возложена задача подметать улицы и рыночную площадь. Отношение нацистов к рабочим было бандитское и варварское. Избитые и в крови они возвращались в гетто. При входе в гетто всех обыскивали и отбирали все, что они приносили. Однажды мы получили приказ собрать из домов расстрелянных евреев оставшиеся вещи. Всю мебель мы свозили в здание бывшей иешивы, а немцы продавали это по бросовым ценам местным белорусам. Остальные вещи мы свозили в помещения казарм, сортировали их по складам, откуда их отправляли в Германию. Разные слухи распространялись среди евреев в гетто. Поступили сведения о многих убийствах и ликвидации гетто в городах и местечках в нашей округе. Настроение было очень тяжелое, и вместе с тем теплилась надежда на спасение. Тайно стали возникать мелкие группы с целью организации побега в лес, к партизанам. Каждый искал пути побега и спасения, а молодежь - к обороне и сопротивлению. Вот как об этом рассказывал в своих воспоминаниях участник партизанского движения Иегошуа Кошецки. "Мы начали работать на лесопилке. Там мы встретились с местными крестьянами, которые рассказали нам о создании партизанских отрядов из бежавших пленных советских солдат и советских работников. Они предупредили нас, что нам грозит вскоре полное уничтожение и посоветовали присоединиться к партизанам. Эти сведения мы передали евреям в гетто и предложили бежать в леса к партизанам.» «В пригородном лесу были выкопаны большие траншеи. Мы знали, что это готовили для нас могилы. Но юденрат все это отрицал. Члены юденрата говорили нам, что эти траншеи предназначены для военных целей… Закончились работы на железной дороге, и нас отправили домой. Теперь мы уже точно знали, что готовится уничтожение гетто.» О событиях той ночи, когда началось уничтожение гетто, описано в воспоминаниях Гриши Гольдберга. "Мы не спали всю ночь. Мы даже немного посмеялись. Мы старались не "сломаться". В 5 часов утра охранники (часовые) разбудили всех наших людей. Выстрелы слышны были со всех сторон гетто. Мы решили поджечь дома, и все гетто загорелось. Раненые и убитые валялись на каждом углу. Люди бегали от одного угла к другому. Улицы вокруг гетто были заполнены полицейскими и немцами. Я и мой друг подошли к забору возле нашего горящего дома, сделали проходы и побежали. Я осмотрелся вокруг и увидел, что моя подруга Фаня убита. Моих товарищей рядом не было. Я побежал, пересекая улицы и вскоре оказался за городом» Из свидетельств партизана Алтера Мееровича: "В 4 часа утра 22 июля 1942г. полицейские окружили гетто. Евреи сразу же подожгли гетто со всех сторон. Полиция открыла огонь из всех видов оружия. Сотни евреев погибло. Крики раненых заполнили все вокруг... Несмотря на множество жертв, люди старались разорвать колючую проволоку и убежать, куда глаза глядят. Благодаря ветру загорелись постройки за пределами гетто, и убийцы вынуждены были немного отступить. Спустя много часов после боя оставшиеся в живых начали искать места в погребах, бункерах и других местах, где бы можно было спрятаться. Многие покончили жизнь самоубийством, другие сгорели в своих домах или задохнулись от жары и дыма в местах, где они прятались. Лишь немногим удалось пробить себе дорогу и убежать. Я с группой в 23 человека подполз к забору из колючей проволоки на Еврейской улице. Под градом пуль мне удалось перелезть через забор, и здесь случилось для меня чудо: прямо передо мной стоял полицейский, один из моих знакомых. Увидев меня, он перестал стрелять. Я использовал эти секунды, перепрыгнул через забор, и побежал через сады и поля. Так мы добрались до горы Клецкий вал. Мы в последний раз взглянули на горящий город и пошли в сторону леса: я, Иосиф Пшепюрко и двое беженцев из Варшавы. (Иосиф Пшепюрко единственный еврей, живший в наши дни в Клецке. Он воевал в рядах партизан и после войны вернулся в Клецк, в течение 20 лет работал председателем колхоза.) По свидетельствам других участников эта ночь описана следующим образом: "На рассвете, когда мы обнаружили, что окружены немцами и полицейскими, мы немедленно стали обливать заготовленным заранее керосином наши дома и поджигать их. Мы не хотели оставлять своё имущество убийцам, которые ждали момента для грабежа. Вспыхнувший пожар был очень сильный, и ветер разносил его во все стороны. Тяжело, почти невозможно вообразить, что творилось в эти часы в "аду" гетто». Яков Геллер рассказывает, что прятался с группой евреев в погребе. Дом сгорел, а группа осталась в погребе. На второй день после уничтожения гетто немцы начали искать прятавшихся и обнаружили их. Немцы не вошли в погреб, а потребовали от людей выйти оттуда. Часть из них вышла, а Яков Геллер и еще трое прятались за ящиками еще сутки. Ночью они вышли наружу и пошли в направлении ворот гетто. Вся территория гетто была завалена трупами, больше всего вблизи колодцев. Четверым спасенным удалось выйти за территорию гетто выйти из города и добраться до леса. Через некоторое время они присоединились к группе евреев, бежавших из Барановичского гетто, и прибыли в партизанский отряд. Бела Адонолам рассказывает, что за несколько дней до ликвидации гетто была выкопана большая траншея возле леса "Старина". Яма была подготовлена для евреев гетто точно так, как это было 30 октября 1941г. Но на сей раз немцам не удалось привести живыми никого из евреев гетто. Большинство из евреев были убиты, сгорели или задохнулись от дыма непосредственно на территории гетто, а несколько сот тех, кому удалось вырваться из гетто, были убиты во время погони за ними. Бети Броди вспоминала, что немцы во время розысков нашли почти всех. Их доставили к заранее выкопанной яме у леса "Старина". Ранее эта яма была уже заполнена евреями, погибшими в гетто накануне, тела которых свезли туда. Тех, кого привели туда живыми, расстреливали точно так, как это было сделано 30 октября 1941г. Людей заставили раздеться, залезть в яму, которая была уже заполнена трупами, и там их расстреливали. На ночь яму не засыпали. Бела, которая находилась в яме среди убитых, вдруг очнулась и почувствовала, что она жива. Повидимому, пули не попали в нее. После того, как она пришла в себя, она ночью вылезла из ямы голая. Она взяла одежду из кучи, лежащей здесь же, и пошла в направлении города. Издали она увидела свет в одном из домов. Подошла к дому и постучала в окно. Жители позвали ее в дом, помыли и одели ее. Они прятали ее в сарае, в соломе. Через некоторое время хозяева помогли ей убежать в лес. (Бети Броди оказалась в Канаде. Спасших ее белорусских крестьян израильтяне выходцы из Клецка нашли и выразили им свою благодарность).
До начала Второй мировой войны из 9000 населения города 6000 человек были евреи. А с началом Второй мировой войны Клецке оказалось большое число беженцев - еврейские семьи беженцев из различных районов Польши, захваченных немецкими оккупантами. В Клецк немецкие войска вступили 26 июня 1941 года. С вступлением немцев в город начался террор против евреев и их мобилизация на самые тяжелые работы. Расстрелы еврейского населения начались с первых дней оккупации. 30 октября 1941 года около Покровской церкви г.Клецка было расстреляно более 4000 евреев, преимущественно женщины, дети, старики, представители интеллигенции. Остальные, около 1 500 наиболее трудоспособных человек, были заключены в гетто и использовались на самых тяжёлых работах. 22 июля 1942 года гетто было уничтожено. Почти все его узники погибли от пули или сгорели в огне. Только немногим посчастливилось спастись. Известно, что за несколько дней до ликвидации гетто было выкопана большая траншея возле леса «Старина», куда в дальнейшем фашисты свезли убитых евреев. Подробно о трагедии еврейского населения Клецка описано в статье Элимелеха Бенари, которая впервые была опубликована на иврите в журнале "Ялкут морешет" N54, Апрель 1993г. Автор статьи и переводчик Геннадий Гутцайт - уроженцы Клецка. «Люди, которые оказались запертыми в большой синагоге, не знали ничего о случившемся. Вдруг открылась дверь, и туда втолкнули Айзика Циока с женой. Выяснилось, что комендант Кох вытащил их из братской могилы. Он рассердился на то, что такого крупного специалиста (слесаря и кузнеца) хотели расстрелять. Когда они пришли в себя, то рассказали о том, что произошло с оставшимися на рынке людьми. О судьбе оставшихся в живых евреев сохранились воспоминания Алтера Мееровича. "Поздно вечером [в синагоге] появился нацистский комендант Кох и обратился к нам со словами: "Все сделано как надо!" Он показал нам план гетто и приказал занять квартиры по этому плану - 34 человека в каждом доме. Началась пора нашей жизни в гетто. В первые же дни был создан юденрат - еврейский комитет. Первым делом они занялись распределением работы. Каждый день рабочие выходили на разные предприятия. На женщин была возложена задача подметать улицы и рыночную площадь. Отношение нацистов к рабочим было бандитское и варварское. Избитые и в крови они возвращались в гетто. При входе в гетто всех обыскивали и отбирали все, что они приносили. Однажды мы получили приказ собрать из домов расстрелянных евреев оставшиеся вещи. Всю мебель мы свозили в здание бывшей иешивы, а немцы продавали это по бросовым ценам местным белорусам. Остальные вещи мы свозили в помещения казарм, сортировали их по складам, откуда их отправляли в Германию. Разные слухи распространялись среди евреев в гетто. Поступили сведения о многих убийствах и ликвидации гетто в городах и местечках в нашей округе. Настроение было очень тяжелое, и вместе с тем теплилась надежда на спасение. Тайно стали возникать мелкие группы с целью организации побега в лес, к партизанам. Каждый искал пути побега и спасения, а молодежь - к обороне и сопротивлению. Вот как об этом рассказывал в своих воспоминаниях участник партизанского движения Иегошуа Кошецки. "Мы начали работать на лесопилке. Там мы встретились с местными крестьянами, которые рассказали нам о создании партизанских отрядов из бежавших пленных советских солдат и советских работников. Они предупредили нас, что нам грозит вскоре полное уничтожение и посоветовали присоединиться к партизанам. Эти сведения мы передали евреям в гетто и предложили бежать в леса к партизанам.» «В пригородном лесу были выкопаны большие траншеи. Мы знали, что это готовили для нас могилы. Но юденрат все это отрицал. Члены юденрата говорили нам, что эти траншеи предназначены для военных целей… Закончились работы на железной дороге, и нас отправили домой. Теперь мы уже точно знали, что готовится уничтожение гетто.» О событиях той ночи, когда началось уничтожение гетто, описано в воспоминаниях Гриши Гольдберга. "Мы не спали всю ночь. Мы даже немного посмеялись. Мы старались не "сломаться". В 5 часов утра охранники (часовые) разбудили всех наших людей. Выстрелы слышны были со всех сторон гетто. Мы решили поджечь дома, и все гетто загорелось. Раненые и убитые валялись на каждом углу. Люди бегали от одного угла к другому. Улицы вокруг гетто были заполнены полицейскими и немцами. Я и мой друг подошли к забору возле нашего горящего дома, сделали проходы и побежали. Я осмотрелся вокруг и увидел, что моя подруга Фаня убита. Моих товарищей рядом не было. Я побежал, пересекая улицы и вскоре оказался за городом» Из свидетельств партизана Алтера Мееровича: "В 4 часа утра 22 июля 1942г. полицейские окружили гетто. Евреи сразу же подожгли гетто со всех сторон. Полиция открыла огонь из всех видов оружия. Сотни евреев погибло. Крики раненых заполнили все вокруг... Несмотря на множество жертв, люди старались разорвать колючую проволоку и убежать, куда глаза глядят. Благодаря ветру загорелись постройки за пределами гетто, и убийцы вынуждены были немного отступить. Спустя много часов после боя оставшиеся в живых начали искать места в погребах, бункерах и других местах, где бы можно было спрятаться. Многие покончили жизнь самоубийством, другие сгорели в своих домах или задохнулись от жары и дыма в местах, где они прятались. Лишь немногим удалось пробить себе дорогу и убежать. Я с группой в 23 человека подполз к забору из колючей проволоки на Еврейской улице. Под градом пуль мне удалось перелезть через забор, и здесь случилось для меня чудо: прямо передо мной стоял полицейский, один из моих знакомых. Увидев меня, он перестал стрелять. Я использовал эти секунды, перепрыгнул через забор, и побежал через сады и поля. Так мы добрались до горы Клецкий вал. Мы в последний раз взглянули на горящий город и пошли в сторону леса: я, Иосиф Пшепюрко и двое беженцев из Варшавы. (Иосиф Пшепюрко единственный еврей, живший в наши дни в Клецке. Он воевал в рядах партизан и после войны вернулся в Клецк, в течение 20 лет работал председателем колхоза.) По свидетельствам других участников эта ночь описана следующим образом: "На рассвете, когда мы обнаружили, что окружены немцами и полицейскими, мы немедленно стали обливать заготовленным заранее керосином наши дома и поджигать их. Мы не хотели оставлять своё имущество убийцам, которые ждали момента для грабежа. Вспыхнувший пожар был очень сильный, и ветер разносил его во все стороны. Тяжело, почти невозможно вообразить, что творилось в эти часы в "аду" гетто». Яков Геллер рассказывает, что прятался с группой евреев в погребе. Дом сгорел, а группа осталась в погребе. На второй день после уничтожения гетто немцы начали искать прятавшихся и обнаружили их. Немцы не вошли в погреб, а потребовали от людей выйти оттуда. Часть из них вышла, а Яков Геллер и еще трое прятались за ящиками еще сутки. Ночью они вышли наружу и пошли в направлении ворот гетто. Вся территория гетто была завалена трупами, больше всего вблизи колодцев. Четверым спасенным удалось выйти за территорию гетто выйти из города и добраться до леса. Через некоторое время они присоединились к группе евреев, бежавших из Барановичского гетто, и прибыли в партизанский отряд. Бела Адонолам рассказывает, что за несколько дней до ликвидации гетто была выкопана большая траншея возле леса "Старина". Яма была подготовлена для евреев гетто точно так, как это было 30 октября 1941г. Но на сей раз немцам не удалось привести живыми никого из евреев гетто. Большинство из евреев были убиты, сгорели или задохнулись от дыма непосредственно на территории гетто, а несколько сот тех, кому удалось вырваться из гетто, были убиты во время погони за ними. Бети Броди вспоминала, что немцы во время розысков нашли почти всех. Их доставили к заранее выкопанной яме у леса "Старина". Ранее эта яма была уже заполнена евреями, погибшими в гетто накануне, тела которых свезли туда. Тех, кого привели туда живыми, расстреливали точно так, как это было сделано 30 октября 1941г. Людей заставили раздеться, залезть в яму, которая была уже заполнена трупами, и там их расстреливали. На ночь яму не засыпали. Бела, которая находилась в яме среди убитых, вдруг очнулась и почувствовала, что она жива. Повидимому, пули не попали в нее. После того, как она пришла в себя, она ночью вылезла из ямы голая. Она взяла одежду из кучи, лежащей здесь же, и пошла в направлении города. Издали она увидела свет в одном из домов. Подошла к дому и постучала в окно. Жители позвали ее в дом, помыли и одели ее. Они прятали ее в сарае, в соломе. Через некоторое время хозяева помогли ей убежать в лес. (Бети Броди оказалась в Канаде. Спасших ее белорусских крестьян израильтяне выходцы из Клецка нашли и выразили им свою благодарность).
Полный адрес:
Республика Беларусь, Минская область, урочище Старина возле г. Клецка
Республика Беларусь, Минская область, урочище Старина возле г. Клецка
Координаты (широта):
53.0524
53.0524
Координаты (долгота):
26.6023
26.6023
Фотографии:
:
Братская могила узников Клецкого гетто
Братская могила узников Клецкого гетто
О проекте
Цифровая звезда – международный исторический проект, созданный для поиска памятников Великой Отечественной войны.
Данный проект направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса и уважения к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события прошлого, сохранение историко-культурного наследия Беларуси.
Контакты
Центральный комитет ОО «БРСМ»г. Минск, 220030, ул. К. Маркса, 40.
(017) 371 04 64 okrckbrsm@gmail.com