Главная //
Памятники
Братская могила узников жертв нацизма
Адрес:
Минская область, г. Клецк
Минская область, г. Клецк
Описание памятника:
Памятник из гранитной крошки.
Памятник из гранитной крошки.
Год возведения:
1987 год
1987 год
Исторические сведения:
Одним из самых ужасных проявлений оккупационного режима был геноцид в отношении еврейского населения. В Клецком районе за годы оккупации было уничтожено свыше 6000 евреев (до начала Великой Отечественной войны жители еврейской национальности составляли 70 процентов из общего числа населения Клетчины). Подробно о трагедии еврейского населения Клецка описано в статье Элимелеха Бенари, которая впервые была опубликована на иврите в журнале "Ялкут морешет" N54, Апрель 1993г. Автор статьи и переводчик Геннадий Гутцайт - уроженцы Клецка. "С вступлением немцев в город начался террор против евреев и их мобилизация на самые тяжелые работы. Недалеко от города находились военные казармы, и туда пригоняли евреев, заставляя их чистить конюшни. Парней, которые не справлялись с тяжелой работой или пытались бежать, расстреливали. Комендантом города был офицер СС Кох, а его заместителем Нойман. Они управляли работой садистскими методами и, посещая места работ, забивали работавших до смерти резиновыми дубинками. Немцы назначили еврейский совет (юденрат), при помощи которого проводили в жизнь свои приказы. Согласно одного из них евреи обязаны были носить белые повязки с желтой шестиконечной звездой (магендавидом). Затем вышел приказ, отменявший первоначальный порядок: вместо повязки было приказано носить желтую звезду на груди и на спине. Евреям было запрещено ходить по тротуарам, и они обязаны были снимать шапку перед каждым немцем. Аресты и убийства евреев проводились ежедневно. Кроме всего прочего на евреев накладывалась контрибуция: требовали деньги, золото, ювелирные изделия, одежду, мыло и т.д. День 24 октября 1941 г. получил печальную известность как "черная пятница". Этот день стал прологом к массовому уничтожению евреев, которое произошло через неделю 30 октября. В этот день утром по приказу немецкого коменданта еврейский совет должен был направить в полицию 34 еврея. Им было сказано, что они должны собирать картофель для жителей города. Эти люди были задержаны до вечера. Затем их отвезли на грузовике к городскому кладбищу на Несвижской улице. Гриша Гольдберг записал в своем дневнике свидетельство своего 17летнего младшего брата, которого заставили в тот день сначала рыть яму, а затем засыпать ее. "Немецкие садисты схватили меня в 2 часа. Забрали в комендатуру, где уже находилась группа из 36 евреев, которых беспощадно били. В 4 часа нас посадили в грузовик с немецкой охраной и отвезли в направлении кладбища. Там есть большой овраг. Вдруг я услышал дикий крик: "Слезть с машины, проклятые евреи!" (ферфлюхте юден). Вывели из группы шестерых, в том числе и меня. Дали нам лопаты и приказали: "В течение часа выкопать яму для вас, евреи!" Мы начали копать. Когда мы закончили, они приказали 36 евреям: каждым пяти человекам выйти вперед, раздеться и сложить одежду по кучкам: ботинки, брюки и рубашки. Кто не выполнял всего этого в точности, того били. После того, как они разделись, им приказали ложиться лицом к земле. Мы стояли и видели это. Я покрылся холодным потом. Один из убийц подошел с пистолетом, встал на тело первого и выстрелил ему в голову. И так он расстрелял всю группу. Мы шестеро должны были опустить тела в яму и уложить их одно возле другого. Так они уничтожили всю группу. Мы ничем не могли им помочь. Затем мы засыпали яму с расстрелянными, часть которых была убита, а часть только ранена. Нас били резиновыми палками, чтобы ускорить работу. Нам они сообщили, что оставят нас в живых. Я с большим трудом побежал домой и едва нашел свой дом." Сведения о гибели группы евреев быстро распространились по городу. Траур пришел на еврейскую улицу. Все поняли, что это только начало. Первую акцию по массовому уничтожению клецких евреев ждать долго не пришлось. 29 октября, ближе к вечеру, был отдан приказ всем евреям молодым и старым, женщинам и детям явиться завтра, к шести часам утра, на базарную площадь без вещей. Все, кто был на работах за городом также должны были вернуться домой и явиться утром на площадь. "Как только начало светать, люди стали двигаться к месту сбора. Так как евреям было запрещено брать с собой что-либо из вещей, все старались переодеться в праздничные одежды. В утренние часы массы евреев семьями со всех улиц двинулись на базарную площадь. Была полная тишина. Они шли молча с опущенными головами." На территории рынка толпу встретил представитель еврейской биржи труда. Он расставил всех шеренгами по фамилиям согласно алфавиту. На рынке не было видно немцев, и поэтому люди стали успокаиваться. "Вдруг со всех сторон рыночной площади появились грузовики с литовскими солдатами, окружившими площадь и изготовившимися для стрельбы. Началась паника. Дети начали плакать, со всех сторон неслись крики. Началась такая паника, что даже солдаты не могли навести порядок... [Они] стали криками делить людей на группы влево и вправо. Невозможно было определить, где пути спасения, и какая судьба ждет каждую группу... В конце концов, были созданы две большие группы: одна в составе около 4000 человек она осталась на рынке, вторая около 2000 человек была отведена под усиленной охраной в здание большой синагоги. В этой группе были собраны все ремесленники и рабочие предприятий города. У входа в синагогу стоял комендант Кох и проводил вторичную селекцию. Он отобрал около 500 человек, в основном стариков, и вернул их на рынок. Оставшихся 1500 евреев затолкали в синагогу и заперли там. Белорусские и литовские охранники охраняли их. По свидетельству очевидцев немцы заставили раввинов выйти в наброшенных на плечи талесах и накрученными тфилинами. Их поставили на возвышенном месте, чтобы евреи их видели. Это помогло обеспечить тишину и порядок. Раввины обратились к людям с речью, успокаивая их тем, что такая судьба ниспослана с неба. Оставшиеся на рынке евреи были окружены литовцами, расположившимися на легких бронемашинах. Людей начали уводить с рынка по 100 и более человек. Вели их в сторону католического кладбища, что недалеко от казарм. Там уже были приготовлены ямы, выкопанные накануне местными жителями. "Людям приказали раздеться. Их обыскали в поисках денег, золота и ювелирных изделий. Потом загнали в ямы и приказали лечь лицом вниз. После этого их расстреливали. Стрельба и крики были слышны далеко"... Всего в этом месте были вырыты три рва по 20 м длиной и 2 м шириной каждый. Засыпали землей всех и мёртвых и тех, кто был только ранен... Были и попытки побега, и сопротивления. Даже в последние минуты возле ям немцы пытались вытянуть у евреев деньги и золото, обещая каждому, что тот, кто вернется домой и принесет деньги и золото, будет освобожден. Они дали на это час времени, и нашлись евреи, которые воспользовались этим, но после возвращения их все равно расстреляли вместе со всеми. Старики и ослабевшие были застрелены еще по дороге к месту расстрела, а их тела затем на телегах свезли к ямам и закопали. В немецких документах, найденных после войны, эта акция изложена в нескольких словах. В месячном отчете командующего в Белоруссии рейхкомиссару "Остланд" в Риге сказано: "В очистительной акции (Sauberungsaktion) на территории Слуцк Клецк расстреляны батальоном полиции 5900 евреев".
Одним из самых ужасных проявлений оккупационного режима был геноцид в отношении еврейского населения. В Клецком районе за годы оккупации было уничтожено свыше 6000 евреев (до начала Великой Отечественной войны жители еврейской национальности составляли 70 процентов из общего числа населения Клетчины). Подробно о трагедии еврейского населения Клецка описано в статье Элимелеха Бенари, которая впервые была опубликована на иврите в журнале "Ялкут морешет" N54, Апрель 1993г. Автор статьи и переводчик Геннадий Гутцайт - уроженцы Клецка. "С вступлением немцев в город начался террор против евреев и их мобилизация на самые тяжелые работы. Недалеко от города находились военные казармы, и туда пригоняли евреев, заставляя их чистить конюшни. Парней, которые не справлялись с тяжелой работой или пытались бежать, расстреливали. Комендантом города был офицер СС Кох, а его заместителем Нойман. Они управляли работой садистскими методами и, посещая места работ, забивали работавших до смерти резиновыми дубинками. Немцы назначили еврейский совет (юденрат), при помощи которого проводили в жизнь свои приказы. Согласно одного из них евреи обязаны были носить белые повязки с желтой шестиконечной звездой (магендавидом). Затем вышел приказ, отменявший первоначальный порядок: вместо повязки было приказано носить желтую звезду на груди и на спине. Евреям было запрещено ходить по тротуарам, и они обязаны были снимать шапку перед каждым немцем. Аресты и убийства евреев проводились ежедневно. Кроме всего прочего на евреев накладывалась контрибуция: требовали деньги, золото, ювелирные изделия, одежду, мыло и т.д. День 24 октября 1941 г. получил печальную известность как "черная пятница". Этот день стал прологом к массовому уничтожению евреев, которое произошло через неделю 30 октября. В этот день утром по приказу немецкого коменданта еврейский совет должен был направить в полицию 34 еврея. Им было сказано, что они должны собирать картофель для жителей города. Эти люди были задержаны до вечера. Затем их отвезли на грузовике к городскому кладбищу на Несвижской улице. Гриша Гольдберг записал в своем дневнике свидетельство своего 17летнего младшего брата, которого заставили в тот день сначала рыть яму, а затем засыпать ее. "Немецкие садисты схватили меня в 2 часа. Забрали в комендатуру, где уже находилась группа из 36 евреев, которых беспощадно били. В 4 часа нас посадили в грузовик с немецкой охраной и отвезли в направлении кладбища. Там есть большой овраг. Вдруг я услышал дикий крик: "Слезть с машины, проклятые евреи!" (ферфлюхте юден). Вывели из группы шестерых, в том числе и меня. Дали нам лопаты и приказали: "В течение часа выкопать яму для вас, евреи!" Мы начали копать. Когда мы закончили, они приказали 36 евреям: каждым пяти человекам выйти вперед, раздеться и сложить одежду по кучкам: ботинки, брюки и рубашки. Кто не выполнял всего этого в точности, того били. После того, как они разделись, им приказали ложиться лицом к земле. Мы стояли и видели это. Я покрылся холодным потом. Один из убийц подошел с пистолетом, встал на тело первого и выстрелил ему в голову. И так он расстрелял всю группу. Мы шестеро должны были опустить тела в яму и уложить их одно возле другого. Так они уничтожили всю группу. Мы ничем не могли им помочь. Затем мы засыпали яму с расстрелянными, часть которых была убита, а часть только ранена. Нас били резиновыми палками, чтобы ускорить работу. Нам они сообщили, что оставят нас в живых. Я с большим трудом побежал домой и едва нашел свой дом." Сведения о гибели группы евреев быстро распространились по городу. Траур пришел на еврейскую улицу. Все поняли, что это только начало. Первую акцию по массовому уничтожению клецких евреев ждать долго не пришлось. 29 октября, ближе к вечеру, был отдан приказ всем евреям молодым и старым, женщинам и детям явиться завтра, к шести часам утра, на базарную площадь без вещей. Все, кто был на работах за городом также должны были вернуться домой и явиться утром на площадь. "Как только начало светать, люди стали двигаться к месту сбора. Так как евреям было запрещено брать с собой что-либо из вещей, все старались переодеться в праздничные одежды. В утренние часы массы евреев семьями со всех улиц двинулись на базарную площадь. Была полная тишина. Они шли молча с опущенными головами." На территории рынка толпу встретил представитель еврейской биржи труда. Он расставил всех шеренгами по фамилиям согласно алфавиту. На рынке не было видно немцев, и поэтому люди стали успокаиваться. "Вдруг со всех сторон рыночной площади появились грузовики с литовскими солдатами, окружившими площадь и изготовившимися для стрельбы. Началась паника. Дети начали плакать, со всех сторон неслись крики. Началась такая паника, что даже солдаты не могли навести порядок... [Они] стали криками делить людей на группы влево и вправо. Невозможно было определить, где пути спасения, и какая судьба ждет каждую группу... В конце концов, были созданы две большие группы: одна в составе около 4000 человек она осталась на рынке, вторая около 2000 человек была отведена под усиленной охраной в здание большой синагоги. В этой группе были собраны все ремесленники и рабочие предприятий города. У входа в синагогу стоял комендант Кох и проводил вторичную селекцию. Он отобрал около 500 человек, в основном стариков, и вернул их на рынок. Оставшихся 1500 евреев затолкали в синагогу и заперли там. Белорусские и литовские охранники охраняли их. По свидетельству очевидцев немцы заставили раввинов выйти в наброшенных на плечи талесах и накрученными тфилинами. Их поставили на возвышенном месте, чтобы евреи их видели. Это помогло обеспечить тишину и порядок. Раввины обратились к людям с речью, успокаивая их тем, что такая судьба ниспослана с неба. Оставшиеся на рынке евреи были окружены литовцами, расположившимися на легких бронемашинах. Людей начали уводить с рынка по 100 и более человек. Вели их в сторону католического кладбища, что недалеко от казарм. Там уже были приготовлены ямы, выкопанные накануне местными жителями. "Людям приказали раздеться. Их обыскали в поисках денег, золота и ювелирных изделий. Потом загнали в ямы и приказали лечь лицом вниз. После этого их расстреливали. Стрельба и крики были слышны далеко"... Всего в этом месте были вырыты три рва по 20 м длиной и 2 м шириной каждый. Засыпали землей всех и мёртвых и тех, кто был только ранен... Были и попытки побега, и сопротивления. Даже в последние минуты возле ям немцы пытались вытянуть у евреев деньги и золото, обещая каждому, что тот, кто вернется домой и принесет деньги и золото, будет освобожден. Они дали на это час времени, и нашлись евреи, которые воспользовались этим, но после возвращения их все равно расстреляли вместе со всеми. Старики и ослабевшие были застрелены еще по дороге к месту расстрела, а их тела затем на телегах свезли к ямам и закопали. В немецких документах, найденных после войны, эта акция изложена в нескольких словах. В месячном отчете командующего в Белоруссии рейхкомиссару "Остланд" в Риге сказано: "В очистительной акции (Sauberungsaktion) на территории Слуцк Клецк расстреляны батальоном полиции 5900 евреев".
Полный адрес:
Республика Беларусь, Минская область, г. Клецк
Республика Беларусь, Минская область, г. Клецк
Координаты (широта):
53.0739
53.0739
Координаты (долгота):
26.6399
26.6399
Фотографии:
:
Братская могила узников жертв нацизма
Братская могила узников жертв нацизма
О проекте
Цифровая звезда – международный исторический проект, созданный для поиска памятников Великой Отечественной войны.
Данный проект направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса и уважения к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события прошлого, сохранение историко-культурного наследия Беларуси.
Контакты
Центральный комитет ОО «БРСМ»г. Минск, 220030, ул. К. Маркса, 40.
(017) 371 04 64 okrckbrsm@gmail.com