Главная //
Памятники
Воинское захоронение Левончук М.В.
Адрес:
а.г. Крево Сморгонского района, ул. Заречная, 18.
а.г. Крево Сморгонского района, ул. Заречная, 18.
Описание памятника:
индивидуальная могила Левончук М.В. находится в групповом захоронении из 3 индивидуальных могил огражденных металлической изгородью размером 2,9 м на 2,4 м, высота ограждения 1,05 м.
индивидуальная могила Левончук М.В. находится в групповом захоронении из 3 индивидуальных могил огражденных металлической изгородью размером 2,9 м на 2,4 м, высота ограждения 1,05 м.
Год возведения:
1944
1944
Исторические сведения:
В местечке Крево Сморгонского района в школе протоиерей Михаил Левончук преподавал Закон Божий. Имел хороший голос, был общительным и сострадательным человеком. Помимо духовного окормления своей паствы, отец Михаил не упускал случая оказать и материальную помощь нуждающимся. Так, Леонарда Станиславовна Былинская, сама католичка, вспоминает, как ее, еще девочку, батюшка взял на лето пожить в своем доме. А чтобы была при деле, поручил потрудиться пастушкой. По окончании же летнего сезона ввиду тяжелого материального положения ее семьи отец Михаил оставил ее у себя и кормил всю зиму. В местечке издавна жили и православные, и католики. Батюшка заботился о том, чтобы не возникало вражды, призывал всех к миру, добру и согласию и сам подавал тому пример. Он был назначен священником в Крево после Первой мировой войны, которая принесла много горя, большие людские потери и разрушения. Все деревянные постройки здесь сгорели, а от каменных зданий остались лишь обветшалые стены Кревского замка и Свято-Александро-Невской церкви. Нелегкие труды по обновлению храма легли на плечи отца Михаила. Понадобились огромные усилия, чтобы отремонтировать поврежденную колокольню, накрыть крышу, навести порядок в самом храме, где остался большой окоп. Но, несмотря на все трудности, к 1928 году храм был восстановлен. Батюшка пользовался огромным уважением и авторитетом не только среди православных верующих, но и представителей других конфессий. Ни одного человека, который к нему обращался, пастырь не оставил без внимания. Это был строгий, но справедливый человек. И он смело высказывался против ополячивания западных белорусов. С приходом Красной Армии в 1939 году часть местных жителей взялась проводить раскулачивание панов и зажиточных крестьян, которые преимущественно являлись поляками или ополяченными белорусами. А когда власть поменялась и Крево оккупировали немцы, пошла обратная реакция. Польская часть населения выдавала всех, к кому питала неприязнь, представляя их как советских активистов. Такое обвинение грозило расстрелом. Исполняя свой пастырский долг, отец Михаил всячески защищал жителей — благо немцы к нему как духовному лицу относились почтительно. Уверяя оккупационные власти в ложности доносов и невиновности оклеветанных, батюшка спас немало человеческих жизней. Например, благодаря его поручительству избежал неминуемой смерти бывший председатель сельского совета Константин Леонович. Те же, кого отец Михаил не успел или не смог выручить, были расстреляны. Хотя порой ходатайства священника и вызывали недовольство у немцев, они вынуждены были его терпеть: отец Михаил вместе с дочерью-учительницей, хорошо знавшей немецкий язык, являлись незаменимыми посредниками в их общении с населением. Спустя годы старожилы рассказывали, как отец Михаил предупреждал местных парней и девчат о готовящихся операциях по отправке их в Германию, благодаря чему они успевали спастись. По их мнению, светлый это был человек. Людям желал только добра и в стремлении помочь ближнему не щадил себя. Наладив местное управление, немцы покинули Крево, оставив здесь заставу, состоявшую из вооруженного отряда литовцев. К этому времени в районе уже действовал польский партизанский отряд, который находил поддержку у ополяченной части населения. По другим сведениям, это были сами местные жители, которые днем находились дома, а по ночам уходили в лес и занимались грабежом своих же односельчан. Грабителям была хорошо известна деятельность священника, с которой они не могли примириться. Протоиерей Михаил хоронил по православному обряду убиенных ночными бандитами односельчан несмотря на то, что поляки запрещали ему это делать, угрожая убийством. Пастырь же, не обращая внимания на угрозы, заботился о людях. Исходатайствовав разрешение у гауляйтера Вильгельма Кубе, отец Михаил в одной из половин своего просторного дома открыл белорусскую школу и вместе с дочерью проводил там занятия. Уроки велись на родном белорусском языке. Это вызвало нечеловеческую злобу у тех, кто мечтал о возрождении Речи Посполитой с включением в нее и белорусских земель. Было принято решение убить неугодного священника. Удобным моментом для исполнения приговора послужило ночное (или, скорее, вечернее) столкновение польских партизан с литовской заставой, в ходе которого последняя была разоружена. Бандиты тут же направились к дому отца Михаила. Это было в ночь с 14 на 15 марта 1944 года. По дороге они еще зашли к местному ксендзу-поляку, который не воспрепятствовал готовящемуся злодеянию. Супруга и сын батюшки как раз в это время отсутствовали — уехали в Вильно, а на обратном пути заночевали у родственников в Ошмянах. В доме кроме отца Михаила и его дочери Ларисы находились также двадцатилетняя племянница Валентина Шкутько из Минска и пожилая бездетная прихожанка. Прихожанка, услышав перестрелку на улице и почуяв неладное, стала умолять батюшку куда-нибудь спрятаться, но в ответ услышала: «Я ни в чем не виноват». К моменту прихода убийц женщина спустилась в погреб за картошкой, что и спасло ей жизнь. По Промыслу Божию этой прихожанке суждено было стать свидетельницей кончины пастыря. Она слышала все, что происходило наверху, и впоследствии рассказала об этом односельчанам. Открыв на стук дверь и сразу поняв, что его ожидает, отец Михаил попросил немного времени для молитвы. Встав на колени перед иконами, он помолился, перекрестил детей. Затем палачи начали действовать. В присутствии дочери и племянницы отца Михаила один из них вставил дуло карабина в рот священнику. Прозвучало три выстрела… Бандит сорвал наперсный крест с груди убитого пастыря… Потом эти звери в человеческом обличье застрелили дочь и племянницу батюшки. Когда утром перепуганные люди решились войти в его дом, там все было залито кровью. Народ с любовью попрощался со своим пастырем и убиенными вместе с ним. На могилах за алтарной апсидой храма усердием прихожан были устроены им памятники, сохранившиеся по сей день. … Из уст в уста и сегодня передают люди рассказ о своем добром батюшке — истинном пастыре и заботливом отце. Протоиерей Михаил Левончук принял мученическую смерть за верность Православной Церкви, ревностное исполнение своего пастырского долга и любовь к Отечеству.
В местечке Крево Сморгонского района в школе протоиерей Михаил Левончук преподавал Закон Божий. Имел хороший голос, был общительным и сострадательным человеком. Помимо духовного окормления своей паствы, отец Михаил не упускал случая оказать и материальную помощь нуждающимся. Так, Леонарда Станиславовна Былинская, сама католичка, вспоминает, как ее, еще девочку, батюшка взял на лето пожить в своем доме. А чтобы была при деле, поручил потрудиться пастушкой. По окончании же летнего сезона ввиду тяжелого материального положения ее семьи отец Михаил оставил ее у себя и кормил всю зиму. В местечке издавна жили и православные, и католики. Батюшка заботился о том, чтобы не возникало вражды, призывал всех к миру, добру и согласию и сам подавал тому пример. Он был назначен священником в Крево после Первой мировой войны, которая принесла много горя, большие людские потери и разрушения. Все деревянные постройки здесь сгорели, а от каменных зданий остались лишь обветшалые стены Кревского замка и Свято-Александро-Невской церкви. Нелегкие труды по обновлению храма легли на плечи отца Михаила. Понадобились огромные усилия, чтобы отремонтировать поврежденную колокольню, накрыть крышу, навести порядок в самом храме, где остался большой окоп. Но, несмотря на все трудности, к 1928 году храм был восстановлен. Батюшка пользовался огромным уважением и авторитетом не только среди православных верующих, но и представителей других конфессий. Ни одного человека, который к нему обращался, пастырь не оставил без внимания. Это был строгий, но справедливый человек. И он смело высказывался против ополячивания западных белорусов. С приходом Красной Армии в 1939 году часть местных жителей взялась проводить раскулачивание панов и зажиточных крестьян, которые преимущественно являлись поляками или ополяченными белорусами. А когда власть поменялась и Крево оккупировали немцы, пошла обратная реакция. Польская часть населения выдавала всех, к кому питала неприязнь, представляя их как советских активистов. Такое обвинение грозило расстрелом. Исполняя свой пастырский долг, отец Михаил всячески защищал жителей — благо немцы к нему как духовному лицу относились почтительно. Уверяя оккупационные власти в ложности доносов и невиновности оклеветанных, батюшка спас немало человеческих жизней. Например, благодаря его поручительству избежал неминуемой смерти бывший председатель сельского совета Константин Леонович. Те же, кого отец Михаил не успел или не смог выручить, были расстреляны. Хотя порой ходатайства священника и вызывали недовольство у немцев, они вынуждены были его терпеть: отец Михаил вместе с дочерью-учительницей, хорошо знавшей немецкий язык, являлись незаменимыми посредниками в их общении с населением. Спустя годы старожилы рассказывали, как отец Михаил предупреждал местных парней и девчат о готовящихся операциях по отправке их в Германию, благодаря чему они успевали спастись. По их мнению, светлый это был человек. Людям желал только добра и в стремлении помочь ближнему не щадил себя. Наладив местное управление, немцы покинули Крево, оставив здесь заставу, состоявшую из вооруженного отряда литовцев. К этому времени в районе уже действовал польский партизанский отряд, который находил поддержку у ополяченной части населения. По другим сведениям, это были сами местные жители, которые днем находились дома, а по ночам уходили в лес и занимались грабежом своих же односельчан. Грабителям была хорошо известна деятельность священника, с которой они не могли примириться. Протоиерей Михаил хоронил по православному обряду убиенных ночными бандитами односельчан несмотря на то, что поляки запрещали ему это делать, угрожая убийством. Пастырь же, не обращая внимания на угрозы, заботился о людях. Исходатайствовав разрешение у гауляйтера Вильгельма Кубе, отец Михаил в одной из половин своего просторного дома открыл белорусскую школу и вместе с дочерью проводил там занятия. Уроки велись на родном белорусском языке. Это вызвало нечеловеческую злобу у тех, кто мечтал о возрождении Речи Посполитой с включением в нее и белорусских земель. Было принято решение убить неугодного священника. Удобным моментом для исполнения приговора послужило ночное (или, скорее, вечернее) столкновение польских партизан с литовской заставой, в ходе которого последняя была разоружена. Бандиты тут же направились к дому отца Михаила. Это было в ночь с 14 на 15 марта 1944 года. По дороге они еще зашли к местному ксендзу-поляку, который не воспрепятствовал готовящемуся злодеянию. Супруга и сын батюшки как раз в это время отсутствовали — уехали в Вильно, а на обратном пути заночевали у родственников в Ошмянах. В доме кроме отца Михаила и его дочери Ларисы находились также двадцатилетняя племянница Валентина Шкутько из Минска и пожилая бездетная прихожанка. Прихожанка, услышав перестрелку на улице и почуяв неладное, стала умолять батюшку куда-нибудь спрятаться, но в ответ услышала: «Я ни в чем не виноват». К моменту прихода убийц женщина спустилась в погреб за картошкой, что и спасло ей жизнь. По Промыслу Божию этой прихожанке суждено было стать свидетельницей кончины пастыря. Она слышала все, что происходило наверху, и впоследствии рассказала об этом односельчанам. Открыв на стук дверь и сразу поняв, что его ожидает, отец Михаил попросил немного времени для молитвы. Встав на колени перед иконами, он помолился, перекрестил детей. Затем палачи начали действовать. В присутствии дочери и племянницы отца Михаила один из них вставил дуло карабина в рот священнику. Прозвучало три выстрела… Бандит сорвал наперсный крест с груди убитого пастыря… Потом эти звери в человеческом обличье застрелили дочь и племянницу батюшки. Когда утром перепуганные люди решились войти в его дом, там все было залито кровью. Народ с любовью попрощался со своим пастырем и убиенными вместе с ним. На могилах за алтарной апсидой храма усердием прихожан были устроены им памятники, сохранившиеся по сей день. … Из уст в уста и сегодня передают люди рассказ о своем добром батюшке — истинном пастыре и заботливом отце. Протоиерей Михаил Левончук принял мученическую смерть за верность Православной Церкви, ревностное исполнение своего пастырского долга и любовь к Отечеству.
Полный адрес:
Гродненская область, Сморгонский район, а.г. Крево, ул. Заречная, 18
Гродненская область, Сморгонский район, а.г. Крево, ул. Заречная, 18
Координаты (широта):
54.309801
54.309801
Координаты (долгота):
26.288667
26.288667
Фотографии:
:
Воинское захоронение Левончук М.В.
Воинское захоронение Левончук М.В.
О проекте
Цифровая звезда – международный исторический проект, созданный для поиска памятников Великой Отечественной войны.
Данный проект направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса и уважения к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события прошлого, сохранение историко-культурного наследия Беларуси.
Контакты
Центральный комитет ОО «БРСМ»г. Минск, 220030, ул. К. Маркса, 40.
(017) 371 04 64 okrckbrsm@gmail.com