Главная   //    Историко-культурное наследие

Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии

Адрес:
Гродненская область, г. Дятлово, площадь 17 сентября
Описание:
Храм 1-нефовый - с полукруглым алтарным выступом, боковые стены симметрично разделены высокими прямыми контрфорсами, между которыми прорезаны большие оконные проемы с полукруглыми завершениями. Неф перекрыт цилиндрическим сводом. Фасад храма перестроен в 1751 году, после пожара, в стиле "виленского барокко": надстроены высокие ажурные трех ярусные башни, завершенные маленькими куполами с кованными крестами: между башнями отвесный фигурный фронтон (когда-то в нем размещались часы). Сохранился первоначальный каменный портал с алебастровый лепниной в стиле раннего барокко. Карниз увенчан композицией с картуш и двух ваз по сторонам. Картуш имеет форму глубокой рамы с полукруглым верхом в которой находится гарильеф Богоматери с младенцем Иисусом - редкий образец каменной пластики раннего барокко в Беларуси. На стенах храма изображены 10 икон-росписей. Но уже к началу XVII в. они рассыпались. Деревянные резные алтари, орган, иконы, портреты Льва Сапеги и Гилярия Палубинскага сгорели во время большого пожара Дятлова в 1743 году.
Исторические сведения:
Костел Успения Пресвятой Девы Марии построен в 1646 году Казимиром Львом Сапегой, о чем свидетельствует надпись на фронтоне над франталом на латинском языке: "На славу Всемогущего Бога и в честь Вознесения Пречистой этот храм построил Казимир Лев Сапега, подканцлер ВКЛ, Слонимский Державца 1646 Н.Х.". Высокими художественными качествами отмечается Дятловский костел. Он принадлежит к самобытным памятникам архитектуры 1-й половины XVII в., в которых сочетаются черты ренессанса, раннего барокко с элементами готики. Храм 1-нефовый - с полукруглым алтарным выступом, боковые стены симметрично разделены высокими прямыми контрфорсами, между которыми прорезаны большие оконные проемы с полукруглыми завершениями. Неф перекрыт цилиндрическим сводом. Фасад храма перестроен в 1751 году, после пожара, в стиле "виленского барокко": надстроены высокие ажурные трех ярусные башни, завершенные маленькими куполами с кованными крестами: между башнями отвесный фигурный фронтон (когда-то в нем размещались часы). 
Сохранился первоначальный каменный портал с алебастровый лепниной в стиле раннего барокко. Карниз увенчан композицией с картуш и двух ваз по сторонам. Картуш имеет форму глубокой рамы с полукруглым верхом в которой находится гарильеф Богоматери с младенцем Иисусом - редкий образец каменной пластики раннего барокко в Беларуси. На стенах храма изображены 10 икон-росписей. Но уже к началу XVII в. они рассыпались. Деревянные резные алтари, орган, иконы, портреты Льва Сапеги и Гилярия Палубинскага сгорели во время большого пожара Дятлова в 1743 году. Нынешний вид храм получил после реставрации в 1751 году архитектором А. Асикевичем за счет воеводы Новогрудского Фаусцина Радзивилла и его жены Варвары (родом из Завишей). Тогда выполнены семь алтарей из искусственного мрамора и декоративная отделка интерьера в стиле рококо. В пресвитерии находится ансамбль из трех алтарей, соединенных арками. Главный алтарь двухъярусный. В нижнем ярусе четыре колонны, между которыми стоят скульптуры св. Адальберта и св. Станислава. Резной гарильеф в центре представляется на фоне облаков Бога-Отца в папской циярии, который держит перед собой крест с распятым Иисусом. Во втором ярусе, декорированного пилястрами, карнизами, консолями и вазами, на облаке показана Богоматерь в короне. Алтарная композиция имеет продолжение на своды в виде картуш с херувимами и всевидящим глазом. Сопряженные с главным алтарем двухъярусный алтарь св. Марии Магдалины и св. Варвары имеют по две колонны и скульптуры внизу и по картине в центре обоих ярусов. Левый алтарь содержит картины "св. Магдалена" и "Вознесение", скульптуры св. Николая и св. Георгия. В правый - картины "св. Барбара","св. Семейство" и скульптуры "св. Удальрыка, св. Фаустины ". Черты рококо имеют алтари в нефе храма: Матери Божией Остробрамской, Иисуса, Георгия, Иоанна Непомука, а также амвон и картуши со скульптурной группой "Крещение" и эпитафией Николая Фаустина Радзивилла с его портретом. Художественное оформление храма напоминает лепнину костелов Вильнюса и Слонима и выполнено непосредственно мастерами виленской школы. Храм включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (код 412Г000231).
Координаты (широта):
53.4657
Координаты (долгота):
25.4056
Фотографии:
:
Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии
О проекте

Цифровая звезда – международный исторический проект, созданный для поиска памятников Великой Отечественной войны.

Данный проект направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса и уважения к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события прошлого, сохранение историко-культурного наследия Беларуси.

Контакты
Центральный комитет ОО «БРСМ»
г. Минск, 220030, ул. К. Маркса, 40.
(017) 371 04 64 okrckbrsm@gmail.com