Главная   //    Историко-культурное наследие

Николаевская церковь (аг.Кожан-Городок)

Адрес:
Республика Беларусь, Брестская область, Лунинецкий район, аг. Кожан-Городок, ул. Ворошиловская, д.1
Описание:
Строение храма крестообразное. К центральному восьмигранному объему с 4-х сторон примыкают прямоугольные в плане срубы алтаря, притвора и боковых пристроек. Центральный сруб имеет двухъярусное завершение (восьмерик на четверике) с граненой головкой на барабане. Остальные срубы завершены одноярусными четвериковыми верхами. Ширина четырехконтовых срубов отличилась половиной диагонали восьмериком. Вся композиция храма вписывается в квадрат.
Год возведения:
1818 год
Исторические сведения:
Кожан-Городокская «Визита церкви», написанна в 1758 году на польском языке, не называет даты сооружения, существовавшего на то время храма, указывая только что «церковь под титулом св. Николая ... с давних времен сооружено. К единству (унии — В.Т.) возвращено... в форме креста. С дерева ... жестяной жестью покрыта и крест на ней железный. Под сторонними часовнями и большим алтарем крыша гонтами, крытая...» (она, видимо, напоминала базилику - В. Т.)
  К концу XVIII в. возникла острая необходимость соорудить новую церковь вместо старой. Строительство длилось с 1813 по 1818 год.
  Долгое время мы не знали имена тех мастеров, что в 1818 году закончили в Кожан-Городке строительство новой церкви. И только недавно стали известны документы на польском языке, свидетельствующие о том, что контракт на сооружение храма «в месте Кожангородокском» был заключен 29 ноября 1813 года с Давид-Городокским мастером Александром Малиновским. Но Малиновский не завершил строительство и контракт с ним утратил силу 10 мая 1816 года.
  Примерно через год был подписан контракт со вторыми мастерами: завершить строительство обязались Симон Конопацкий, «подданный Дятеловецкий» и Василий Листапад, «подданный вельможных Егомостей Юзефа и текли Щиттов», владельцев Летучая мышь-городка, Дребска, Цны…
Согласно новому контракту, прихожане были должны на период строительства «назначать ежедневно восемь батраков, для того чтобы работа легче, быстрее идти могла».
Но не только названные мастера и выделенные прихожанами батраки строили церковь: было задействовано немало людей и на поставках материалов. Например, материалы для покрытия церкви «гонталы і брынхталы» (соответственно три тысячи коп по 12 «грошей» и триста коп по 3 злотых) — обязался доставить Давид-Городокский еврей Борух Ицкович.
Как считает известный исследователь белорусской архитектуры прошлого А. Ю. Якимович «особенно глубокое воздействие на культовое деревянное зодчество произвел стиль барокко, развитие которого в белорусском искусстве совпало с подъемом национального самосознания и активизацией художественной деятельности широких слоев народа. В результате этого стиль барокко в белорусском зодчестве получил яркую национальную окраску и привел к обогащению пластических приемов местного происхождения. Вообще этот стиль в разных местностях получил различные направления развития, что было связано с особенностями народной архитектурной эстетики …»
Строение крестообразное в плане. К центральному восьмигранному объему с 4-х сторон примыкают прямоугольные в плане срубы алтаря, притвора и боковых пристроек. Центральный сруб имеет двухъярусное завершение (восьмерик на четверике) с граненой головкой на барабане. Остальные срубы завершены одноярусными четвериковыми верхами. Ширина четырехконтовых срубов отличилась половиной диагонали восьмериком. Вся композиция храма вписывается в квадрат.
Стены горизонтально обшиты, укреплены лопатками и прорезаны прямоугольными и лучковыми оконными проемами. В интерьере доминирует трехсветовое центральное помещение, с которым непосредственно соединяются остальные. Центральный четверик поддерживается 4-мя столбами. Переходы между ярусами срубов сделаны при помощи парусов. Значительное место в интерьере занимает резной орнаментальный скульптурный декор, выполненный народным мастером резчиком И. Остапчиком после 1918 г. художественную ценность имеет двухъярусный позолоченный иконостас, выполненный в технике накладной резьбы. Центральный алтарь сделан в виде двухъярусного портика. На остальных четырех срубах, расположенных симметрично, имеется по одной небольшой башенке с куполами. В целом создается пяти-купольная композиция пирамидальной формы, гармонично вписывающаяся в окружающий ландшафт.
Наружная архитектура традиционно проста с минимальным использованием декоративных средств. Все внимание сосредоточено на венчающих частях, выполненных в формах барокко. Ярусы разделены развитым гонтовым отливом-карнизом. Фигурные декоративные башни. Каждая башенка-глухой восьмерик на купальной основе, украшенный аркатурной фризой, завершенной сложным карнизом и небольшой луковой главой с ажурным кованым позолоченным крестом.
Отдельного упоминания заслуживают деревянные скульптуры -довольно большая редкость в православных храмах.
Полный адрес:
Республика Беларусь, Брестская область, Лунинецкий район, аг. Кожан-Городок, ул. Ворошиловская, д.1
Координаты (широта):
52.2051
Координаты (долгота):
27.0104
Фотографии:
:
Николаевская церковь (аг.Кожан-Городок)
О проекте

Цифровая звезда – международный исторический проект, созданный для поиска памятников Великой Отечественной войны.

Данный проект направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса и уважения к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события прошлого, сохранение историко-культурного наследия Беларуси.

Контакты
Центральный комитет ОО «БРСМ»
г. Минск, 220030, ул. К. Маркса, 40.
(017) 371 04 64 okrckbrsm@gmail.com