Главная //
Историко-культурное наследие
Храм святителя Николая Чудотворца
Адрес:
Беларусь, Гомель, Брянская улица, 1
Беларусь, Гомель, Брянская улица, 1
Описание:
Храм имеет симметрическую продольно-осевую композицию, в плане основного объема – квадрат, к которому с одной стороны примыкает прямоугольная апсида, а с другого – бабинец с трехъярусной четвириковой башней-звонницей. Звонница имеет шатровое завершение. Главный вход оформлен двухколонным портиком, завершенным треугольным фронтоном.
Храм имеет симметрическую продольно-осевую композицию, в плане основного объема – квадрат, к которому с одной стороны примыкает прямоугольная апсида, а с другого – бабинец с трехъярусной четвириковой башней-звонницей. Звонница имеет шатровое завершение. Главный вход оформлен двухколонным портиком, завершенным треугольным фронтоном.
Исторические сведения:
По следам графа Румянцева
До сих пор о волотовской Николаевской церкви в литературе мы найдём лишь скупые упоминания. Между тем она стала первым храмом, возведённым на белорусской земле по распоряжению государственного канцлера Российской империи, владельца Гомельского имения, просветителя и мецената, графа Николая Петровича Румянцева.
Сын талантливого полководца Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны, (урождённой Голицыной), родился 3 (14) апреля 1754 года. С ранних лет он был записан в лейб-гвардии Конный полк, затем переведен в Семёновский полк. В 1772 году пожалован в камер-юнкеры. Через два года совершил путешествие по Европе, слушал лекции в старейшем университете Нидерландов – Лейденском.
В 1782 году Николай Румянцев начал дипломатическую службу в качестве Чрезвычайного посла в Германии. Вернувшись в Россию, исполнял обязанности служащего в департаменте Сената, государственном Заёмном банке. При Павле I занимал должности генерал-прокурора и Главного попечителя Вспомогательного Банка.
Воцарение Александра I круто изменило судьбу Румянцева. В 1801 году граф вошёл в состав Государственного совета и получил пост министра водных путей сообщения. Вскоре он возглавил Министерство коммерции, войдя в ближайшее окружение императора.
Стараниями Николая Петровича была реорганизована работа таможни, обновлены морские порты в Риге и Одессе. Под руководством графа прокладывали дороги, расчищали Буг, Западную Двину, Нёман.
В 1808 году император издал указ о назначении Румянцева министром иностранных дел. На новом посту Николай Петрович вплотную занялся налаживанием отношений с Францией. Именно при содействии графа состоялась встреча Александра I и Наполеона в Эрфурте. Её результатом стало подписание союзной конвенции, которая на время смягчила отношения между государствами.
Поистине европейскую славу Румянцеву принесло подписание Фридрихсгамского мирного договора в сентябре 1809 года. Документ завершил русско-шведскую войну – последнюю в истории двух стран. Согласно договору Финляндия вошла в состав Российской империи.
Заслуги Николая Петровича не остались незамеченными. В том же году графу присвоили звание Государственного канцлера. А полгода спустя Румянцев стал первым председателем Государственного совета.
Всё это время его главным направлением работы оставалась внешняя политика. Николай Петрович стремился урегулировать отношения России и Франции дипломатическими средствами. Тогда же Румянцева стали незаслуженно обвинять в предательстве интересов государства и даже в шпионаже. Становилось ясно, что военное столкновение между странами неизбежно. Напряжённая работа и непростые обстоятельства подорвали здоровье графа. С ним случился удар, от которого он не смог полностью оправиться. В 1812 году Николай Петрович подаёт прошение об отставке.
Наряду с государственной деятельностью Румянцев известен как коллекционер, меценат, покровитель учёных. В области географии графа занимало открытие морского пути из Атлантического в Индийский и Тихий океаны. Ещё в 1803 году он принял участие в подготовке первого русского кругосветного путешествия И.Ф. Крузенштерна. Позже – снарядил экспедицию для поиска северо-восточного морского прохода, выделил средства для путешествия в Северную Америку и на Камчатку.
Особую известность Николай Петрович приобрёл как собиратель древностей: старопечатных и рукописных книг, монет, археологических предметов, произведений искусства. Крупнейшее в России собрание Румянцев завещал государству. После смерти в Петербурге в его доме на Английской набережной был открыт музей.
Для проведения исследовательской работы граф сформировал вокруг себя большой творческий коллектив. Современники называли его «румянцевким кружком» или «румянцевской академией». Николай Петрович финансировал поездки исследователей по монастырям, выделял деньги на поиск русских древностей за границей.
В 1796 году, унаследовав гомельское имение после смерти отца, граф включился в работу по созданию нового городского облика. Именно под руководством Румянцева была сформирована площадь, от которой лучами разошлись три главные улицы Гомеля: Пробойная (ныне – Советская), Садовая (проспект Ленина), Фельдмаршальская (Пролетарская). Совсем скоро в городе выросли гостиный двор, ратуша, костёл, доходное училище, каменные аптека и больница, ланкастерская школа, немецкий и русский трактиры, «охотничий домик». В это же время вместо трёх деревянных православных храмов были возведены каменные: Петропавловский собор, заменивший Преображенскую церковь, Никольский храм в Волотове и Троицкий храм, строительство которого уже после смерти Николая Петровича завершил его брат Сергей.
Скончался Н. П. Румянцев 3 (16) января 1826 года в Санкт-Петербурге. По своему завещанию похоронен в Гомеле в Петропавловском соборе.
Откуда название «Волотова»?
Впервые боярское село Волотова (Волатава, Волотово, Волово) упоминается в «Реестре ревизии господарской Гомельской волости 1560-го года». До 1772 года поселение входило в состав Гомельского староства, затем – в Поколюбичскую и Гомельскую волости Белицкого и Гомельского уездов. А с 1926 по 1974 год деревня числилась за Поколюбичским сельсоветом Гомельского района.
Как утверждают исследователи, название поселения имеет мифологические корни и восходит к белорусским словам «волат» (силач) и «волотовки» (курганы, под которыми покоятся древние богатыри). Эту версию в своё время подтвердил известный археолог и этнограф, уроженец Новой Белицы Евдоким Романович Романов. В своих записях он вспоминал:
«На моей родине, в Гомеле, я слышал в детстве предание о том, что в Волотове (погост в двух километрах от города) жили в старину силачи. С переходом Гомеля к Румянцеву богатыри исчезли, но время от времени являлись счастливцам. Последней, кому на своём веку довелось встретить силача, стала мещанка Василиса Ефремова. В 1867–1869 годах перед женщиной предстал волат – очень высокого роста, с красивым лицом, одетый дорого, в бархат. По её рассказу, который я слышал, когда мне было 12–13 лет, богатырь был без оружия, с Василисой не говорил, но и вреда ей не принёс. Мещанка видела в этом для себя предвестие необыкновенного счастья…».
На вопрос, почему же явление силача воспринималось жителями поселения Волотова с радостью, в своей публикации объясняет гомельский историк Евгений Маликов:
«Украинский археолог Писаренко утверждает, что богатыри относились к нижнему миру и считались не просто силачами, но и умершими предками, которые были посредниками между людьми и богом Велесом – покровителем скотоводства, богатства и плодородия в балто-славянской мифологии. Именно от Велеса зависел будущий урожай. Вот почему мещанка Василиса расценила встречу с волатом предвестником счастья».
До Второй мировой войны село окружал мощный лес, в котором водились звери. На месте современного микрорайона росли дубы, берёзы и ольха. Изначально местечко состояло из одной улицы – нынешней Брянской. Лишь в советское время село приросло двумя другими – Клёнковской и Вишнёвой.
Местные жители делили реку Сож на Старый и Новый. Первый протекал возле Клёнок, другой – вблизи самой Волотовы. Земли Старого Сожа – лесные и луговые участки – носили имена своих владельцев. Одно из урочищ называлось Коновальчихино, другие – Захариха и Гриневичево. Во время коллективизации хозяев этих угодий раскулачили.
От Волотовы до Прудка тянулись непроходимые болота. Старожилы помнят название самого крупного из них – Бурое. Здесь копали торф, а в наши дни на его месте раскинулось Волотовское озеро.
До самой революции хозяйкой местечка была княгиня Ирина Паскевич. Ей принадлежали 446 десятин пахотной земли.
Храм с историей
Николаевская церковь в Гомеле – яркий пример классицизма в архитектуре – была построена на высоком холме у протоки Волотова. Согласно одним источникам храм возвели в 1801–1805 годах. По другой версии каменная церковь выросла в этих краях в 1817 году на месте сгоревшей деревянной5.
Автором проекта и руководителем строительства стал английский архитектор Джон Кларк. Мастер жил и работал в Гомеле более 30-ти лет. Именно ему Николай Петрович Румянцев поручал возведение знаковых городских построек первой половины XIX века. В их числе – Петропавловский собор (1808–1824 гг.), ланкастерская школа (1818 г.), больница (1819 г.) и другие.
Весомая часть материалов, связанных со строительством Никольской церкви, хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Именно здесь минскому историку А. Киштымову удалось найти два письма о волотовском храме, которые были отправлены из Гомеля в Петербург лично графу Румянцеву. Послания составлены протоиереем Иоанном Григоровичем, отцом знаменитого историографа, основоположника белорусской археографии И. И. Григоровича.
Известно, что священник окончил Киевскую духовную академию, замем преподавал риторику в Могилёвской духовной семинарии. Позже – служил в Рогачёве, Пропойске (ныне – Славгород) и, наконец, в гомельском имении графа Румянцева.
В первом письме от 10 мая 1805 года отец Иоанн пишет: «Доношу Вашему высокографскому сиятельству,что в селе Волотова особенным попечительством Вашим выстроена каменная церковь в честь Вашего ангела»7.
Поводом для послания послужило освящение церкви, которое Иоанн Григорович совершил 9 мая, в летний Николин день.
Спустя три месяца священник вновь пишет в Петербург о волотовском храме: «…Кроме штата Вашего господ, и другие религиянты и именитые помещики охотно посещают церковь и на богомолениях бывают»8.
К письму была приложена опись находящихся в храме вещей. Кроме книг и богослужебной утвари, в церкви в то время хранились четыре колокола и деньги, вырученные от продажи свечей.
На первых порах Никольский храм в Волотове своим обликом и убранством выгодно отличался от старых деревянных церквей Гомеля. Но не прошло и десяти лет, как в городе появились два новых каменных храма. Конкурировать с ними сельской церкви было трудно.
Сохранившиеся архивные документы 1830-х годов содержат рапорты священников о плохом состоянии волотовского храма: «Крыша ветхая, ровно и штукатурка по местам отпала». Сетовало духовенство и на отсутствие должной церковной ограды.
В 1835 году на ремонт крыши был отпущен гонт – кровельный материал из деревянных дощечек. А через три года по распоряжению архиепископа Могилёвской епархии кирпичный пол церкви заменили на дощатый.
В 1846 году при новом владельце гомельского имения князе И. Ф. Паскевиче волотовских крестьян переселили в деревню Ивановку, а на месте села основали конный завод. Никольский храм был закрыт, приход упразднён. Поначалу церковные имущество и землю приписали к Старо-Белицкому храму. Затем, в 1889 году, – к гомельской Троицкой церкви.
Около 50-ти лет волотовской храм простоял закрытым. Современники с сожалением замечали: «Церковь же красуется сироткою с её знатным алтарём, сделанным святой жизни художником, выученным за границами Румянцевым».
В 1884 году крестьяне деревень Волотова и Плёсы начали ходатайствовать о восстановлении прихода и церкви. Храм к тому времени сильно обветшал. «Железная крыша, на которой железо совершенно струхло и требует новой крыши, каменные стены как внутри, так и снаружи требуют ремонтной штукатурки и облицовки фундамента, полы внутри требуют новой перестилки, потолки – оштукатурки, – иконостас же в ней итальянской работы требует обноления»11.
Прошение прихожан долгое время оставалось без внимания. Лишь в 1893 году в Волотову для осмотра храма прибыл епархиальный архитектор Камбуров. Специалист составил смету и пояснительную записку к проекту восстановления Никольской церкви. Предусматривались устройство хоров, капитальный ремонт окон и дверей, установка печей и перестройка лестницы колокольни. Кроме того, архитектор отметил, что «сводов при недостаточной толщине стен нельзя сделать каменными – возможно же сделать деревянный купол, причём потребуется перестройка средней кровли и стропил»12.
В 1894 году Указом Священного Синода волотовской приход был восстановлен. Ещё через год – выделены деньги и создан строительный комитет по ремонту храма. Все работы должен был курировать сам Камбуров. Однако реставрация церкви велась медленно, с перерывами. Вероятно, это было связано с отсутствием средств и волокитой со стороны архитектора. В 1898 году ремонт наконец завершили. Впрочем, у готового объекта строительный комитет нашёл ряд недоделок. Подрядчик отказался их исправлять до приезда Камбурова. Таким образом, почти год храм простоял неосвящённым.
В начале 1899 года архитектор приехал в Волотову для приёмки церкви после ремонта. Специалист также признал, что отдельные работы выполнены некачественно. Так, предусматривалась роспись внутренних стен храма орнаментом по примеру церкви гомельского духовного училища. Однако стены просто побелили известью и выделили краской пояски. Были установлены и другие строительные огрехи. Среди них – отваленная штукатурка, неукреплённые хоры и другие.
Вскоре подрядчик и вовсе отказался от продолжения работ по восстановлению святыни. Поэтому строительный комитет был вынужден устранять недоделки своими силами. Из-за нехватки средств пришлось отказаться от росписи стен, замены жести на притворе, восстановления штукатурки цоколя. Так или иначе, 30 июня 1899 года Никольскую церковь заново освятили.
К сожалению, злоключения с горемыка-храмом на этом не закончились. Ввиду малого числа прихожан деревни Волотова (168 душ мужского пола) и «по скудости средств» в 1907 году церковь приписали к гомельской Преображенской. Сам приход упразднили. Не помогли и прошения крестьян, которые в 1909 и 1911 гг. ходатайствовали об открытии самостоятельного волотовского прихода. Ситуацию могли спасти верующие деревни Прудок. Однако богомольцы из соседнего местечка были не в силах посещать Никольский храм из-за отсутствия переправы через реку. Особенно непростым путь к церкви был во время весенних паводков. В результате службу в волотовском храме проводили лишь три раза в год: 6 января (на Рождество Христово), 9 мая (в летний Николин день) и 17 августа.
В своей публикации «Воскресшая из руин» гомельский журналист Дмитрий Чернявский пишет1: «За двухсотлетнюю историю Никольская церковь в Волотове не раз подвергалась закрытию и разграблению. Храм превращали то в клуб, то в магазин. В годы Великой Отечественной войны немцы обстреливали церковь, в которой оборонялись защитники города, а потом наши выбивали оттуда фашистов.
Собиралась здесь и сомнительная неформальная молодёжь. Местные жители также вспоминают, как на кирпичных развалинах святыни оттачивали мастерство альпинисты».
Со значительными утратами церковь сохранилась до конца ХХ века. В 1996 году минское госпредприятие «Проектреставрация» разработало план-документ по возрождению храма. Предполагалось восстановить утерянные элементы (купол основного объёма, шатровое завершение колокольни, двухколонный портик главного входа, крыльца), используя сохранившуюся обмерную фиксацию объекта, выполненную архитектором Камбуровым в 1893 году.
Работы по реставрации волотовской церкви велись в 1999–2005 гг. Научным руководителем проекта выступила Татьяна Константиновна Куцепалова. Специалист «провела с группой учёных колоссальную работу: перевели аршины, пяди, локти в современные единицы измерения и практически сделали проект один к одному с прежним. Конечно, какие-то несущественные детали внесены, но это в целом не изменило внешний и внутренний облик храма. Проект был готов давно, но не было средств, чтобы воплотить его в жизнь».
Основные заботы по руководству за восстановлением церкви и привлечению средств для реализации задумки взял на себя Владимир Геннадьевич Савкин. По его словам, он всегда был «строителем в душе и в жизни», пишет в своём материале «Воскрешение» гомельский журналист Наталья Пригодич. Оказывается, к волотовской церкви мужчина питал особые чувства ещё с детства: мальчишкой из окна квартиры смотрел на её руины и мечтал увидеть на храме купола.
Правой рукой В. Савкина была Ирина Владимировна Корбут. «С благословения архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха все работали слаженно, невзирая на сложности, – вспоминала женщина. – Мы все понимали, что это не просто рядовая стройка, ведь на нас лежала огромная ответственность в возрождении и сохранении того облика храма, который был при графе Румянцеве.
В 2005 году реставрация Никольской церкви в Волотове подошла к концу. В ноябре того же года владыка Аристарх освятил обновлённый храм.
«Мало верить в Бога. Нужно верить Богу»
Первым настоятелем Никольской церкви более чем за сто лет стал протоиерей Игорь Жабняк. «Это храм с историей, – часто повторял он. – Сюда просто зашёл, вдохнул аромат времени – и выходить не хочется…»
Родился будущий священник 29 июня 1969 года в Гомеле. В интервью журналистке Ольге Астапенко батюшка вспоминал, что рос в семье офицера, который запускал ракеты на космодроме в Плесецке.
По его словам, атеистическое время накладывало свой отпечаток: отец старался избегать разговоров о Боге. А вот дедушка по воскресеньям надевал лучшую одежду, зажигал лампаду и шёл в храм. Неудивительно, что ещё ребёнком отец Игорь искренне веровал. Веровал он и служа в армии в 1987–1989 годах, и учась в гомельском медучилище, и работая зубным техником в поликлинике.
Все эти годы батюшка задавался вопросом: «Бог так много сделал для меня, а что я могу сделать для Него?» Именно поэтому решение поступать в Минскую духовную семинарию было для отца Игоря более чем осознанным: это желание шло из сердца.
3 апреля 1993 года его рукоположили в сан диакона, через три месяца – в сан иерея, а в 2005-м – в сан протоиерея. В разные годы священник служил в Петропавловском соборе Гомеля, храме преподобного Никиты Исповедника в деревне Поколюбичи, храме святого благоверного князя Александра Невского, Преображенской церкви. Но где бы он ни трудился, в своих проповедях всегда заострял внимание прихожан на самом важном – грехах и добродетелях.
««Вершина человеческой жизни, цель, к которой только и нужно стремиться, – это богообщение», – замечал отец Игорь. – Но как ему научиться? Есть знания приходящие и уходящие, есть вечные. Однако зачастую людей интересуют самые простые, житейские вопросы: как правильно свечку поставить, как Богу молиться. Я отвечаю: “Искренне, от всей души”. Спрашивают: “С чего начинать путь к Господу?” Говорю: “Прекратить врать себе, окружающим, Богу”. А ещё многие говорят: “У меня Бог в душе, зачем в церковь-то ходить?” Но на самом деле у человека не Бог в душе, а некое представление о Нём. Верить в Бога – вещь абсолютно бессмысленная. Надо Богу верить. Ибо только такая вера бывает живительной и спасительной для человека» 19.
Упокоился протоиерей Игорь Жабняк 16 мая 2021 года из-за осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Похоронен в деревне Лопатино Гомельского района.
С особым теплом первого настоятеля храма вспоминают прихожане Николаевской церкви:
«Такого человека, как батюшка Игорь, на своём жизненном пути я больше не встречал. Любящий Бога и людей, он не искал для себя личной выгоды и старался помочь каждому, кто приходил в храм, – и словом, и делом. Настоящий священник, бессребреник».
Пономарь Андрей.
«Наша семья познакомилась с батюшкой, когда мы переехали жить в 18-й микрорайон. В церковь в то время ходили нечасто. После переезда решили освятить квартиру и обратились с этой просьбой к батюшке Игорю. Совсем скоро мы стали частыми гостями в храме, начали исповедоваться и причащаться. Воскресные литургии проходили на одном дыхании. Навсегда запомнила мудрые советы протоиерея Игоря. Например, стараться жить так, чтобы не ждать похвалы от людей, а всецело положиться на волю Отца Небесного, который и похвалит, и приласкает, и позаботится о нас.
Для нашей семьи батюшка стал надёжным духовным маяком. Он задал высокую планку пастыря и духовника. Отец Игорь любил Христа и людей, доказывая своей жизнью, что только Господь является истинной опорой и спасением. Батюшка умел утешить и найти нужные слова для тех, кто был в унынии и печали.
В последние месяцы перед своим уходом священник проповедовал особенно много. Советовал прихожанам обратить внимание на Евангелие от Матфея, в частности, на 5–7-ые главы. “Прочтите, запомните, так и живите”, – говорил отец Игорь.
Царствие Небесное нашему дорогому батюшке! Мы очень скучаем по нему, но понимаем, что у Бога всё вовремя. Господь милостив и никогда не оставляет своих овец на произвол судьбы. Подтверждение тому – новый пастырь, который появился в Никольском храме вскоре после кончины отца Игоря».
Ирина Бурба.
«С батюшкой мы были знакомы давно. В лице отца Игоря наша семья всегда находила поддержку и понимание. Он тонко чувствовал людей и никогда не давил на человека, тем самым давая ему возможность самостоятельно осознать свою проблему. И только после этого священник помогал принять верное решение для исправления ситуации.
В тяжёлых жизненных обстоятельствах батюшка всегда был готов прийти на помощь, утешить и поддержать. Хочу поделиться с вами одной из таких историй. Брату моей жены поставили неутешительный диагноз – онкология 4-й стадии. Отец Игорь откровенно беседовал с больным, исповедовал и причащал его. Когда же тот уже был не в силах посещать храм, священник еженедельно, а потом и ежедневно после полуночи приезжал к болящему и причащал его на протяжении трёх-четырёх месяцев. До последнего брат жены обходился без обезболивающих препаратов и седативных средств. Для нас это было настоящее чудо, которое через батюшку явил нам Господь».
Пономарь Святослав и его супруга Татьяна.
Приходские святыни
Немало чтимых образов сегодня хранится под сводами Николаевской церкви. С трепетом прихожане прикладываются к Казанской иконе Божьей Матери, которая встречает гомельчан по правую сторону от алтаря. Оказалось, эту святыню обрели после Великой Отечественной войны при разборе новобелицкого деревянного храма в честь Александра Невского. Одна из прихожанок сумела спасти и сохранить образ, который долгое время пребывал у неё дома. После смерти благочестивой христианки её сын передал икону в храм.
В своих молитвах верующие часто призывают на помощь святителя Николая Чудотворца, которого особо почитает народ. Одну из икон с изображением святого в дар церкви по случаю её освящения в 2005-м году преподнёс митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Образ хранится в алтаре и является ровесником самого храма.
В тот же год в Николаевскую церковь вернули редчайшую святыню – Августовскую икону Божьей Матери, которой больше ста лет. По одной из версий, образ в село Волотова принесли пешком из Киева в первой половине ХХ века, чтобы спасти родную деревню от страшного мора: в то время жители селения умирали целыми семьями. После того как икону трижды обнесли вокруг деревни, эпидемия прекратилась.
В советские годы святыня хранилась у благочестивых христиан, которые передавали образ Богородицы из дома в дом. Эту и другие старинные иконы сохранила и вернула в храм жительница улицы Брянской областного центра Нина Свирская.
Само явление Божьей Матери произошло во время Первой Мировой войны в 1914 году перед битвой русских солдат под городом Августов (ныне – территория Польши). По рассказам бойцов императорской армии, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Богородицу с Младенцем, которая рукой указывала на Запад. Изумлённые воины преклонили колени и начали молиться. Необычайное видение длилось около получаса и предзнаменовало победу в сражении. Примечательно, что ни один из очевидцев чудесного явления не погиб в той кровопролитной битве.
Иконописные изображения этого события начали появляться с 1915-го года. Верующие не раз убеждались в их благодатной силе. С особым почтением к образу притекают солдатские матери, чьи дети несут военную службу.
28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божьей Матери. Совершается оно 14 сентября – в день церковного новолетия.
В самом Николаевском храме ведут запись свидетельств чудесной помощи Богородицы. Вот только некоторые из них:
«Хочу рассказать о чуде, которое произошло в нашей семье. Около трёх лет мы с мужем безуспешно пытались забеременеть. Обошли огромное количество врачей, постоянно сдавали анализы и проходили обследования. К сожалению, это не принесло никакого результата. Тогда мы решили молиться Господу и Его Матери о даровании малыша. И – о, чудо! 3 сентября 2019 года родился наш долгожданный первенец. Не передать словами ту безмерную радость, которая окутала наши сердца. Благодарим Тебя, Матушка-Заступница, и Сына Твоего за оказанную милость нам, грешным».
Прихожанка храма.
«В тот год мой сын окончил школу и решил продолжить обучение за границей. Ничего не предвещало беды: мы внесли аванс на счёт образовательного учреждения и стали собирать необходимые документы. Чтобы оформить бумаги, нам пришлось изрядно побегать по многочисленным инстанциям. Как водится, нас направляли из одной организации в другую. И так по кругу. Стало ясно, что пакет документов собрать мы не сможем. Тогда, утратив всякую надежду, я взмолилась Господу, Пресвятой Богородице и святителю Николаю Чудотворцу. Стоя у иконы Августовской Божьей Матери, я искренне попросила о помощи и заступничестве, как умела, от всего сердца. Вся наша семья верила и надеялась на чудо. И вот после нескольких месяцев хождения по кабинетам мы, наконец, оформили все справки, и наш сын благополучно уехал на учёбу. Слава Богу за всё!»
Раба Божья Татьяна.
«По молитвам у иконы Божьей Матери “Августовская” я получила исцеление от нескольких недугов: болезни сосудов сердца, шейного отдела позвоночника, плечевого сустава и руки».
Елена Мальцева.
«Как-то моя дочь Полина уехала отдыхать в туапсинский санаторий. После приезда на черноморское побережье она позвонила матери, моей жене, и рассказала, что дети-ровесники её обижают, всячески обзывают и даже грозятся избить. Не раздумывая, я ринулся в храм, стал перед Августовской иконой Божьей Матери и взмолился о помощи. Просьба шла от чистого сердца и была услышана Небесной Заступницей. Я молился, чтобы между ребятами воцарились мир и любовь. И вот на следующий день раздался очередной звонок от дочери. К нашему с женой изумлению Полина сообщила, что конфликтная ситуация разрешилась. Дивны дела Твои, Господи!»
Юрий Жуковец.
Находится в храме и другой, не менее почитаемый образ святителя Николая Чудотворца. Его в августе 2022 года вернула в церковь прихожанка Наталья Шарова. Оказалось, во время революции, когда храмы особенно подвергались разграблениям и разрушениям, эту икону спасла от сожжения бабушка свёкра Натальи. Известно лишь её имя – Елена.
Долгие годы женщина хранила образ у себя дома. Позднее икона перешла в семью супруга Натальи Шаровой, а затем – лично мужу в руки. После его смерти благочестивая христианка решила вернуть образ святого Угодника обратно в церковь. Туда, откуда в годы революционного лихолетья его тайно пришлось спасать.
Новый настоятель
После кончины протоиерея Игоря Жабняка Николаевскую церковь в Волотове возглавил иерей Станислав Смоляк. По благословению архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана молодой батюшка провёл своё первое богослужение в храме 20 мая, на праздник Жировичской иконы Божьей Матери. Нового духовного наставника прихожане встретили с радостью и теплом.
Родился отец Станислав 8 апреля 1992 года в небольшом казахском городке Щучинск. Когда-то это была станица русских людей, которых направили поднимать целину. Со временем жители местечка стали разъезжаться в другие города и республики. Бабушка будущего священника по материнской линии обосновалась в российском Белгороде. Именно сюда из Гомеля на всё лето и приезжал школьник Станислав. Своего внука бабушка приучила посещать воскресную литургию, приступать к исповеди и причастию. Мальчик искренне полюбил церковь и чуть позже начал прислуживать в алтаре. Впрочем, путь священника отец Станислав выбрал не только благодаря бабушке. Оказалось, у его дедушки по материнской линии был брат, который служил иподьяконом у митрополита Иосифа Алма-Атинского и Казахстанского.
В 2011 парень поехал поступать в Минскую духовную семинарию в Жировичах. Все экзамены были сданы на отлично. Кроме того, на руках имелось рекомендательное письмо. Однако случилось непредвиденное. В один из дней абитуриентов, которые имели серьёзные хронические заболевания, вызвали «на ковёр» и сказали, что могут зачислить их лишь на заочное. Мол, нездоровым будет сложно жить в ритме семинарии. Как назло, будущий иерей страдал язвой желудка, но учиться на «заочке» отказался наотрез.
Неудача не сломила юношу. Чтобы не болтаться без дела, вчерашний школьник устроился на пилораму, затем работал охранником на урицком комбинате «Восток».
В 2012 году отец Станислав поступил в Московскую духовную академию, в которой отучился весь бакалавриат. Как-то перед летними каникулами парень узнал, что участники театрального академического кружка собираются в Иерусалим. Идея приглянулась юноше, и он решил отправиться в паломническую поездку. Путешествие оказалось для отца Станислава знаковым: именно там он познакомился со своей будущей супругой Олесей. На тот момент девушка училась на регентском отделении в Троице-Сергиевой лавре. Приехавшая из Каменск-Уральского Свердловской области, Олеся крепко запала в сердце юноши. Разговоры, встречи, звонки – молодые люди начали сближаться и в какой-то момент поняли, что хотят создать семью. Торжественные роспись и венчание супругов прошли в Гомеле. Сегодня пара воспитывает трёх непосед: старшую Софию, среднего Сергея и младшего Алексея.
Примечательно, что до своего назначения настоятелем Волотовской церкви отец Станислав около пяти лет служил в храме Святого Архангела Михаила на Речицком проспекте.
Церковь сегодня
Свои горячие молитвы прихожане Николаевского храма возносят во время литургий и других богослужений. Здесь же, при церкви, для детей открыта воскресная школа. Ребята изучают азы православной веры, истории и краеведения, занимаются рукоделием. Милые детские поделки можно приобрести в том числе и на импровизированной рождественской ярмарке храма. Собранные средства по традиции направляют на благотворительность.
В церкви также функционирует небольшая библиотека. Прихожане могут познакомиться с трудами святителя Игнатия Брянчанинова, игумена Никона Воробьёва, святителя Тихона Задонского, преподобного Паисия Святогорца и другими. Почти все книги выдаются на дом.
Сегодня современную жизнь любого прихода невозможно представить без цифровых технологий. Расписание богослужений, поучительные наставления, проповеди, полезные ссылки и другую информацию можно найти на виртуальной странице храма в Instagram, на YouTube и мессенджере Telegram.
Кроме того, благодаря трудам протоиерея Александра Лопушанского и при поддержке Гомельской епархии был реализован увлекательный видеопроект «Духоўныя вандроўкі». Это цикл передач, который повествует о знаковых местах нашего региона и выдающихся церковных деятелях гомельской земли. Один из 10-минутных выпусков посвятили Никольскому храму в Волотове.
Интересно, что в июне 2023 года активисты БРСМ разместили у церкви так называемую «Цифровую звезду». По указанной на табличке интернет-ссылке (QR-коду) можно перейти на страничку и узнать больше об истории храма. Молодёжный десант поддержал благую инициативу в масштабе республиканской акции «Восстановление святынь Беларуси. Нас объединяет история и вера».
Отрадно, что интерес к Николаевской церкви проявляют не только её постоянные прихожане. Это доказывает пример учащихся средней школы № 72 областного центра. Изучая историю микрорайона, 11-классники детально воссоздали макет храма. Задумку воплотили в жизнь в мае 2022 года. На её реализацию ушло около четырёх месяцев. Над макетом трудились сразу три класса. За дело подростки взялись основательно: посещали церковь, делали снимки, производили необходимые расчёты, моделировали макет на компьютере. Чуть позже – вырезали детали из пластика и пенопласта, клеили, красили. По словам учителя истории сш № 72 Марины Селезнёвой, полученный объект станет первым в мини-музее, который планируют открыть в школе.
Полный адрес:
Беларусь, Гомель, Брянская улица, 1
Беларусь, Гомель, Брянская улица, 1
Координаты (широта):
52.4587
52.4587
Координаты (долгота):
31.0410
31.0410
Фотографии:
:
Храм святителя Николая Чудотворца
Храм святителя Николая Чудотворца
О проекте
Цифровая звезда – международный исторический проект, созданный для поиска памятников Великой Отечественной войны.
Данный проект направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса и уважения к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события прошлого, сохранение историко-культурного наследия Беларуси.
Контакты
Центральный комитет ОО «БРСМ»г. Минск, 220030, ул. К. Маркса, 40.
(017) 371 04 64 okrckbrsm@gmail.com